Если вам совсем некогда отдохнуть - значит самое время отдохнуть...

 

Бильярд

Бильярд или биллиард  — общее название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол для этих игр.

Общей особенностью всех бильярдных игр является передвижение шаров с помощью кия.

Помещение, специально оборудованное для игры в бильярд, называется бильярдная.

История

Точное время появления игры не установлено до сих пор. Она так же, как и игра в шахматы, появилась еще в древности, ориентировочно в Индии или в Китае. Однако в европейских странах ещё до их появления принципы современной бильярдной игры уже были заложены в некоторых играх.

Первый бильярдный стол был изготовлен мастером Анри де Винемом в 1469 году для короля Франции Людовика XI. Этот стол был похож на современный бильярдный стол: у него было каменное основание, имелось ограждение, было так же натянуто сукно. Документально подтверждены утверждения об игре в бильярд королевы Шотландии Марии Стюарт накануне ее казни и об ее просьбе архиепископу Глазго подыскать столу подходящее помещение после ее смерти. В Россию бильярд был завезен из Голландии Петром I. Игра быстро завоевала популярность. После смерти Петра I обучение игре на бильярдном столе было принято Верховным тайным советом в курс наук Петра II. Екатерина II указом от 7 декабря 1770 года приказала в трактирах и на постоялых дворах «для увеселения приходящих дозволить иметь биллиарды». На рубеже XVIII и XIX веков бильярд являлся частью «обязательной» программы воспитания дворян в Европе и в России. Со временем в бильярд начинает играть не только аристократия, но и купцы и простолюдины. А к началу ХХ столетия катание шаров по столу становится в России едва ли не любимым развлечением  горожан. В России в 1850 году началось производство бильярдных столов на основе аспидной плиты, и в XIX веке в России насчитывалось 5 фабрик, которые производили бильярдные столы, называемые «фрейберговскими».

С момента возникновения и развития популярности бильярда было множество попыток найти замену достаточно дорогой тяжёлой плите из натурального сланца так, чтобы не пострадало качество самой игры.

Сначала пытались сделать игровое поле для бильярдного стола из гранита или мрамора. Но такие плиты при ударах шаров крошились или давали трещины.

Сталинские времена, когда бильярд в Советском Союзе был весьма популярен, обозначились попытками производства бильярдных плит из чугуна и железобетона. Недостатки оказались столь многочисленны, что от этих вариантов пришлось вовсе отказаться.

Наилучшей идеей оказалась асфальто-песковая плита. Асфальто-песковые доски в некотором отношении даже превосходят аспидные. Такие доски легче аспидных, относительно дёшевы, хорошо обрабатываются. Это дает  возможность обойтись без дорогих импортных аспидных досок.

В настоящее время плиты для бильярдных столов изготавливаются из следующих материалов:

Ардезия (натуральный сланец)
Синтегран
МДФ — древесноволокнистая плита средней плотности.
ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита)
ДСП (древесно-стружечная плита)
Несмотря на развитие технологий, полноценная замена натуральным плитам так и нашлась, и соревнования высокого уровня проводятся, как и раньше, только на бильярдных столах из натурального сланца, то есть ардезии.

Бильярд начал свою историю с игры привилегированных. Постепенно он становится всё более массовым, однако громоздкость основного инвентаря (бильярдного стола) препятствует распространённости бильярда в простонародье как хобби.

Бильярд в науке

Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Математическая теория явлений бильярдной игры. Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа. Однако особого интереса у современников (по мнению Лемана) книга не вызвала: ни у математиков, ни у бильярдистов.

Прошло более полутораста лет, и математический бильярд развился в свою теорию, породив несколько отклонившихся. «Теория бильярдов» сегодня неотъемлемая часть эргодической теории и теории динамических систем, имеет важнейшее применение в физике.

Основные разновидности бильярда

Карамболь (французский бильярд)
Русский бильярд
Свободная пирамида (Американка)
Комбинированная пирамида (Москвичка, Сибирка)
Динамичная пирамида (Невская)
Снукер (английский бильярд)
Пул (американский бильярд)
Кайза (Каролина) (финский бильярд)
Новус (прибалтийский бильярд)

Карамболь — разновидность бильярда, а также определение удара, при котором биток (шар, по которому нанесён удар) совершает последовательное соударение с двумя прицельными шарами.

Для большинства разновидностей карамболя используются следующие правила:

Расстановка шаров
Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

Начальный удар
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.

Отыгрыш
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.

Выставление шаров
Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.

Биток вплотную к прицельному шару
В этом случае игрок имеет право:

Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.

Биток вплотную к борту
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

Русский бильярд (пирамида) — собирательное название нескольких разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры.

Существует несколько официально признанных разновидностей русского бильярда (пирамиды), из которых наиболее просты правила свободной пирамиды, или американки.

Свободная пирамида, или Американка
Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).

После того как пирамида разбита битком, можно выбирать в качестве битка любой шар. Засчитывается попадание в лузу, как прицельного шара, так и битка (но обязательно после соударения с прицельным шаром). Игрок, забивший шар в лузу (сыгравший шар), имеет право сделать следующий удар. Штрафы налагаются, если игрок выбил шар со стола, не попал битком ни по одному из прицельных шаров или неправильно произвел отыгрыш. Правила отыгрыша состоят в том, что если ни один из шаров не сыгран, то после соударения битка и прицельного шара как минимум один из них должен коснуться двух разных бортов (или, отразившись от одного борта довести другой шар до второго), либо коснуться одного борта. Затем пересечь центральную линию стола (или перекатить через нее другой шар), либо пересечь центральную линию стола, а затем коснуться одного борта (или довести другой шар до борта). В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку штрафного шара: сам произвести следующий удар, или уступить его нарушителю. Победившим считается игрок, первым забивший восемь шаров. Полная версия официальных правил для соревнований детальнейшим образом регламентирует ещё ряд деталей (в каком случае пирамида считается правильно разбитой, как следует наносить удары и т. п.), но здесь для краткости приведены лишь самые основные особенности.

Московская пирамида (комбинированная пирамида)
Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).

Суть этого вида заключается в том, что игра ведется одним шаром. Однако отличия от Невской пирамиды (динамичная пирамида) присутствуют, причем довольно большие. Начальная точка находится «в доме» — на противоположной стороне от пирамиды шаров, как правило, на центре, однако менять положение шара за линией разрешается. Моменты: при забивании своего шара шар становится «в дом», и те шары, находящиеся за линией (рядом с битком) не имеют права быть тронутыми первым касанием, в случае, если это произошло, производится штраф. Штраф — снятие соперником шара со стола и переход хода. Требования к отыгрышу — такие же, как в свободной пирамиде. Ограничений на забивание своего шара нет, как и на чужого.

Русская пирамида десятка

Правила «десятки» соответствуют общим правилам Русской пирамиды, имея при этом нижеследующие особенности.

Выигрывает игрок, сумевший забить шар №10 при разбитии пирамиды, либо набрать 61 и более очков, либо пять шаров с последовательной нумерацией (например, шары с номерами от 1 до 5 или от 2 до 6 и т.д.), либо 8 шаров.

Битком может служить только цветной шар.
Начальный удар осуществляется с любого места в доме по пирамиде, на вершине которой (1-й ряд) устанавливается шар №10, остальные шары пирамиды могут расставляться в любом порядке по взаимному согласию игроков.

За сыгранный шар игроку засчитывается количество очков, равное номеру этого шара.

Все забитые в результате начального удара шары засчитываются. Забитый при разбитии пирамиды биток для дальнейшей игры выставляется в любое место дома, а шар №10 снимается в пользу игрока.

Перед каждым ударом, после начального, игрок обязан объявить номер забиваемого шара(ов). В случае осуществления игроком отыгрыша объявление о нем можно не озвучивать.

Объявленный шар считается засчитанным, если он и/или биток будут забиты в любую лузу. Попадание битка засчитывается в случае его касания объявленного шара и для дальнейшей игры выставляется в любое свободное место дома, а объявленный шар снимается в пользу игрока. В случае попадания и объявленного шара и битка, биток выставляется в любое место дома, при этом в пользу игрока засчитывается наименьший по номеру шар из оставшихся шаров в игре. В случае попадания битка при объявлении нескольких шаров, засчитывается шар, у которого было касание с битком, а в случае касания битком нескольких объявленных шаров засчитывается наименьший по номеру.

В случае непопадания любого из объявленных игроком шаров, происходит переход хода к сопернику, при этом забитые объявленные шары и/или биток от них засчитываются.

В случае попадания необъявленного шара после удара игрока, соперник получает право на удар, а также при желании может уступить это право. Если при этом были забиты объявленные шары и/или биток от них, они засчитываются. Забитый необъявленный шар выставляется в любое свободное место продольной линии (прямой отрезок между передней и задней отметками) тем из игроков, кто будет наносить следующий удар. Если при этом от забитого необъявленного шара был забит биток, биток выставляется в доме тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае неизменности положения любого из объявленных шаров после завершения удара, на игрока налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Штрафным шаром считается прицельный шар с наименьшим номером, имеющимся в игре после завершения удара, приведшего к штрафу. Если в результате такого удара были забиты прицельные шары, то они выставляются в любое свободное место продольной линии. Если в результате такого удара был забит биток, то он выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае вылета любого шара с поля в результате удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Вылетевшие и забитые прицельные шары выставляются в любое свободное место продольной линии, а вылетевший или забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае попадания битка в лузу в результате неправильного удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

Снукер — разновидность бильярдной лузной игры. Наиболее распространена игра в Великобритании. C конца 70-х годов XX века стала известной практически во всём мире, особенно в Европе и Китае.

Правила игры

Пример стандартного разбоя
В начале игры на игровом столе располагаются 15 красных шаров, уложенных в пирамиду, и 6 цветных шаров, каждый из которых расположен на определённой отметке на столе. Белый шар (биток) используется для ударов по цветным шарам. Игроки должны поочерёдно забивать красные и цветные шары в лузы. Пока красные шары остаются на столе, забитые цветные шары выставляются на свои позиции. Выигрывает тот из игроков, кто наберёт большее количество очков. В случае набора игроками (после забивания всех шаров) одинакового количества очков, фрейм доигрывается с одним чёрным шаром. В снукере возможна «патовая» ситуация, когда удары по красным шарам не способствуют продолжению фрейма. В этом случае, по соглашению игроков и рефери, фрейм начинается заново.

«Цена» шаров:

красный шар — 1 очко,
жёлтый шар — 2 очка,
зелёный шар — 3 очка,
коричневый шар — 4 очка,
синий шар — 5 очков,
розовый шар — 6 очков,
чёрный шар — 7 очков.
Наибольшее возможное количество очков за одну серию — 147 (без «свободного шара») и 155 (со «свободным шаром»). Серия в 147 очков (или в 155 очков со свободным шаром) называется «максимальной серией» или «максимальным брейком». Для получения максимального количества очков игрок должен забить все красные шары, забивая чёрный шар после каждого красного, а затем забить по старшинству все цветные шары.

Характеристика и особенности игры
Цель игры — забить как можно больше шаров и получить как можно больше очков на свой счёт в рамках правил игры. Снукер — интеллектуальная игра, в которой опытные игроки просчитывают свои действия на несколько ходов вперёд.

Снукер — это так называемая игра «выходов». Под выходом понимается то, что самого по себе попадания шара в лузу недостаточно, нужно после очередного удара поставить биток в позицию, откуда удобно забить следующий шар.

Снукер — серийная игра. Мастерство в организации выходов и расчёт позиции приводит к способности игрока строить длинные непрерывные серии ударов и за счёт этого выигрывать партию.

Отличие снукера от других видов бильярда (пул, карамболь) в значительных размерах стола и более сложных правилах. Другое отличие от пула — это принципиально иная геометрия губок луз, что предусматривает иную технику сыгрывания шаров.

Пул — разновидность лузного бильярда. Другие названия: американский бильярд, американский пул. Часто американскую разновидность бильярда ошибочно называют термином «американка».

Правила игры

Зоны игровой поверхности стола
Ниже приведены правила, принятые во Всемирной Ассоциации Пула и Бильярда. Эти правила являются общими для всех разновидностей игр в пул.

Ответственность игроков
Игрок сам несет ответственность за знание правил, ограничений и расписаний, применяемых на данном соревновании. Хотя организаторы должны сделать доступной всю информацию, необходимую игроку, окончательная ответственность лежит именно на игроке.

Раскат для определения очередности ударов
Раскат — первый удар в матче, который выполняется для определения очередности ударов соперников. Игрок, выигравший раскат, решает, кто будет наносить первый удар.

Два битка устанавливаются за линией дома вблизи от линии дома. Игроки наносят удары приблизительно одновременно с целью коснуться битком нижнего борта и вернуть шар как можно ближе к верхнему борту. Игрок, чей биток остановился ближе к борту, выигрывает раскат.

Игроки повторяют раскат в случае, если рефери не может определить, чей шар находится ближе к борту или если оба раската выполнены с нарушением правил.

Выставление шаров
Шары выставляются (возвращаются в игру на стол) путем помещения их на длинную линию (длинную ось стола) как можно ближе к нижней отметке, между нижним бортом и нижней отметкой без перемещения других шаров, находящихся на столе. Если выставляемый шар не может быть помещен на нижнюю отметку, он выставляется на длинной линии впритык к шару, который мешает это сделать. Однако если мешающий шар это биток, то выставляемый шар не должен касаться битка, должно быть оставлен небольшой зазор. Если все пространство между нижней отметкой и нижним бортом занято шарами, то шар выставляется на длинной линии ближе к верхнему борту, но как можно ближе к нижней отметке.

Удар с руки
Когда игрок выполняет удар с руки, он может поместить биток в любую точку игровой поверхности стола. Он может перемещать шар сколько угодно до момента нанесения прицельного удара по битку. Игрок может использовать части кия для установки шара, включая наклейку, но без поступательного движения шаром вперед. В некоторых разновидностях игры, в основном для начального удара, перемещение битка может быть ограничено областью дома, в зависимости от правил конкретной игры.

Если игрок помещает биток за линией дома и все доступные для удара шары также находятся в доме, он может попросить установить ближайший к линии дома шар на нижнюю отметку. Если два или более шаров находятся на одинаковом расстоянии до линии дома, игрок сам определяет, какой шар должен быть установлен на нижнюю отметку. Шары, расположенные непосредственно на линии дома являются доступными для удара.

Заказные удары
В играх, в которых от игрока требуется заказывать удары, перед ударом должны быть озвучены номер прицельного шара и луза, в которую шар будет сыгран, за исключением случаев, когда это очевидно. Дополнительные детали удара (касание бортов или других шаров) не важны. Только один шар и одна луза могут быть заказаны при ударе.

Чтобы заказанный удар был засчитан, рефери должен быть уверен в том, что игрок выполняет заказанный им удар. Поэтому в случае неочевидного удара (удар от борта, удар с использованием других шаров, помимо прицельного и т. д.) игрок обязан объявить лузу и шар. Если рефери либо соперник не уверены в том, какой удар выполняется, они могут уточнить заказ.

В заказных играх игрок может заказать удар отыгрыш вместо заказа шара и лузы. В этом случае после выполнения удара право на удар переходит к сопернику. Если шары падают в лузы при выполнении удара-отыгрыша, то дальнейшее развитие событий определяется правилами конкретной игры.

Смещение шаров
Шар может слегка сместиться после остановки, возможно из-за небольших дефектов стола или шара. Если это не приводит к падению шара в лузу, то это считается нормальной ситуацией в игре и позиция шара не восстанавливается. Если шар падает в лузу в результате такого смещения, то его позицию восстанавливают максимально близко к первоначальной позиции. Если сместившийся шар падает в лузу в процессе удара или непосредственно перед ударом и это влияет на результат удара, рефери восстанавливает позицию целиком и удар повторяется. Штраф на игрока в этом случае не накладывается.

Восстановление позиции
Когда шары необходимо восстановить или почистить, судья устанавливает шары на их первоначальные позиции с максимально возможной точностью. Игроки обязаны принять решение судьи по размещению шаров.

Внешние факторы
Когда происходят внешние события в процессе удара, которые влияют на исход удара, судья восстанавливает шары на позиции, в которых они находились до удара и удар повторяется. Если событие не влияло на удар, рефери восстанавливает смещенные шары и игра продолжается. Если шары не могут быть установлены на первоначальные позиции, то ситуация трактуется как патовая.

Требования заказа и опротестование решений
Если игроку кажется, что рефери допустил ошибку в принятии решения, он может обратиться к судье, с просьбой пересмотреть решение. Но именно рефери принимает окончательное решение. Однако, если игрок считает, что судья применил правило не корректно, он может попросить озвучить правило, которое было применено. Судья приостанавливает игру на время рассмотрения апелляции.

Сдача
Если игрок сдается, он проигрывает матч. Например, если игрок раскручивает кий в процессе хода соперника, это рассматривается как сдача игрока.

Пат
Если рефери считает, что ситуация на столе не развивается, он может сообщить об этом игрокам. Каждому из игроков дается по три подхода к столу. Затем если рефери считает, что ситуация не меняется, рефери объявляет пат. Если оба игрока согласны, они могут принять пат и без трех дополнительных подходов. Процедура пата рассматривается согласно правилам конкретной игры.

Кайcа или каролина — разновидность бильярда, распространённая в Финляндии.
Сама игра возникла в России, и является близким родственником русской пирамиды. По сравнению с большинством других видов бильярда, кайса отличается использованием крупных (68 мм в диаметре) шаров и маленьких луз, диаметра, отверстия которых едва достаточно для большого шара, чтобы тот в неё попал, стоит также отметить длинные и тяжёлые кии. Стол для кайзы, как правило, имеет 10 футов в длину и, следовательно, на 2 фута короче, чем стол для русской пирамиды, который, как правило, имеет 12 футов. Могут играть как два игрока, так и команда. Как и в карамболи, оба игрока имеют свои собственные шары, один биток, имеющий своеобразную точку или другую маркировку. В общем, используются пять шаров: жёлтый шар (так называемая кайса на финском языке), два красных шара и два белых шара (каждый из которых выступает в качестве прицельного шара для противника). Игра ведётся до 60 очков и имеет довольно сложную систему оценки, напоминающую ту, которая используются в снукере и английском бильярде, с точки зрения присуждения очков за разные удары. Как русский и английский бильярд, которые также играются на больших столах, кайса представляет собой гибрид карамболи и карманных стилей бильярда. Кайса принципиально любительская игра, без профессиональных игроков. Тем не менее, первый чемпионат мир по кайзе был проведён недавно, в апреле 2010 года. Участники приехали из 33 стран, и основной турнир был проведён в городе Котка. Финский игрок Марко Раутиайнен выиграл чемпионский титул.

Новус — латышский национальный вид спорта. Новус относится к группе бильярдных игр.

Правила
Игровой стол в форме квадрата разделён на четыре игровые зоны, в которых располагаются деревянные фишки двух цветов для каждого игрока. По углам игрового стола находятся четыре лузы. Задачей каждого игрока является с помощью игрового кия и битка загнать свои фишки, находящиеся на противоположном конце стола, в любую из четырёх луз. Удары по фишкам производятся по очереди. Победителем становится тот, кто первым загнал в лузы все свои фишки.

Новус комбинирует в себе такие навыки игрока, которые в других видах спорта или играх проявляются лишь по отдельности. В новус могут одновременно играть как два, так и четыре участника.

русский бильярд в екатеринбурге, коттедж с бильярдом, аренда коттеджа с бильярдом, коттедж в аренду с бильярдом, где поиграть в бильярд в екатеринбурге